Контрольно - счетная палата
города Брянска

 49 очередное заседание БГСНД

ИНФОРМАЦИЯ
по результатам экспертно-аналитического мероприятия
«Экспертиза муниципальных программ города Брянска
на 2014-2016 годы»
 
    В бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию неоднократно уделялось внимание вопросу планирования бюджетных расходов на основе программно-целевого метода.
Впервые бюджет города Брянска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на основе муниципальных программ, которые должны позволить выйти на качественно новый уровень управления бюджетными средствами.
Постановлениями Брянской городской администрации утверждены           9 муниципальных программ города Брянска с объемом финансирования на   3-х летний период в сумме 14115031,3 тыс. рублей (средства областного бюджета, бюджета города Брянска – 12874529,1 тыс. рублей (91,2% от общей суммы), внебюджетные средства – 1240502,2 тыс. рублей (8,8%)).
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию 9 муниципальных программ города Брянска на 2014 год утвержден в сумме 4410382,2 тыс. рублей, что составляет 93,0 процента от общего объема расходов бюджета города Брянска (4741384,3 тыс. рублей).
В первом квартале 2014 года Контрольно-счетной палатой города Брянска проведено экспертно-аналитическое мероприятие, в ходе которого отмечено, что на уровне города Брянска в целом создана необходимая правовая основа для осуществления перехода на программно-целевой метод планирования городского бюджета с учетом требований Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ.
В то же время, полноценная система муниципальных программ, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий достигать поставленные цели и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития города Брянска, не сформирована. Муниципальные программы не взаимоувязаны со Стратегией социально-экономического развития города Брянска на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Брянской городской администрации от 10.04.2012 № 785-п, главной генеральной целью которой в долгосрочном периоде является повышение качества жизни населения города Брянска. Отмечается несогласованность отдельных целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ с главным стратегическим документом города Брянска.
 
По результатам экспертно-аналитического мероприятия отмечается ряд недостатков по 6 из 9 муниципальным программам.
 
1. Муниципальная программа города Брянска «Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска» на          2014 - 2016 годы
В паспорте муниципальной программы объем бюджетных ассигнований на ее реализацию на весь период действия составляет 719421,4 тыс. рублей (в том числе средства бюджета города Брянска – 719041,4 тыс. рублей), тогда как в разделе 4 «Объемы и источники финансирования муниципальной программы» финансирование мероприятий муниципальной программы за счет средств бюджета города Брянска предусмотрено в объеме 719421,4 тыс. рублей (разница составляет 380,0 тыс. рублей). Иных источников финансирования муниципальной программы в паспорте не предусмотрено.
На приобретение нового подвижного состава транспорта общего пользования ежегодные расходы бюджета составляют 10 000,0 тыс. рублей.              За счет указанных средств запланировано приобрести: в 2014 году -                 2 автобуса, в 2015 году - 1 троллейбус, в 2016 году - 2 автобуса. Коэффициент износа подвижного состава автобусов составляет                           65 процентов, троллейбусов – 88 процентов. Исходя из вышеизложенного следует, что в рамках вышеуказанной подпрограммы проблему обновления, приобретения нового подвижного состава (троллейбусов, автобусов) за счет средств бюджета города Брянска решить в полной мере не представляется возможным.
Согласно Стратегии социально-экономического развития города Брянска на период до 2025 года, одним из инструментов её реализации является частно-государственное партнерство, которое позволит привлекать бизнес для финансирования инфраструктурных проектов в сфере строительства, ЖКХ, городского транспорта, создания промышленных парков.
Для более эффективного использования средств бюджета города Брянска и ускоренного осуществления работ в сфере инфраструктурного развития целесообразно активно использовать систему частно-государственного партнерства.
Однако реализация мероприятий муниципальной программы предусмотрена только за счет средств бюджета города Брянска, а привлечение средств из внебюджетных источников не планируется.
На замечания и предложения Контрольно-счетной палаты получена информация Брянской городской администрации о том, что  вопрос привлечения средств из внебюджетных источников для обновления подвижного состава муниципальных предприятий постоянно прорабатывается, рассматривается возможность использования для решения данной проблемы механизмов государственно-частного партнерства. Ведется подготовка постановления Брянской городской администрации, в соответствии с которым  подпрограмма «Организация транспортного обслуживания и обеспечение безопасности дорожного движения в городе Брянске» на 2014-2016 годы будет дополнена не требующим финансирования из бюджета города Брянска мероприятием: «Замена подвижного состава коммерческих перевозчиков транспортными средствами большей вместимости».  
Стратегией также определено, что для достижения решения одной из задач стратегического развития города Брянска «Развитие малого бизнеса как одного из основных направлений экономического роста», необходимо проводить работу по обмену опытом с другими регионами и государствами. Однако, в рамках подпрограммы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Брянске» на 2014-2016 годы муниципальной программы города Брянска «Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска» на 2014 - 2016 годы проведение данных мероприятий не планируется.
 На замечания и предложения Контрольно-счетной палаты получена информация Брянской городской администрации о том, что в указанную подпрограмму внесены изменения, предусматривающие проведение и участие в организационно-информационных мероприятиях (форумах, конкурсах, семинарах, конференциях) за счет внебюджетных источников.
 
2. Муниципальная программа города Брянска «Жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство города Брянска» 2014 – 2016 годы
Реализация муниципальной программы предусмотрена только за счет средств бюджета города Брянска в сумме 2068991,0 тыс. рублей, что не отвечает Стратегии, в которой определено, что одним из инструментов реализации Стратегии является частно-государственное партнерство, которое позволит привлекать бизнес для финансирования инфраструктурных проектов в сфере строительства, ЖКХ, городского транспорта, создания промышленных парков.
Кроме того, по муниципальной программе отмечается значительное снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство города Брянска по отношению к расходам 2013 года, а именно: в 2014 году на 670249,0 тыс. рублей, или на 52,0 процента; в 2015 году на 569702,4 тыс. рублей (на 44,2%); в 2016 году на 689641,9 тыс. рублей (на 53,5%).
По результатам контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств дорожного фонда в 2012 году», проведенного Контрольно-счетной палатой города Брянска параллельно с Контрольно-счетной палатой Брянской области, Брянской городской администрации было предложено принять меры, направленные на соблюдение требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, по формированию расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат.
Муниципальные правовые акты, касающиеся утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог города Брянска и правил расчета размера ассигнований бюджета города Брянска на указанные цели, не приняты, что не позволяет осуществлять качественное планирование бюджетных расходов на осуществление дорожной деятельности.
На замечания и предложения Контрольно-счетной палаты получена информация Брянской городской администрации о том, что разрабатываются нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования в целях эффективного использования средств бюджета города Брянска и качественного планирования бюджетных расходов на осуществление дорожной деятельности. 
 
3. Муниципальная программа города Брянска «Поддержка и сохранение культуры и искусства в городе Брянске» на 2014 - 2016 годы
По основному мероприятию «Финансовое обеспечение деятельности библиотек» муниципальной программы города Брянска «Поддержка и сохранение культуры и искусства в городе Брянске» на 2014-2016 годы отмечается значительное снижение расходов на обеспечение деятельности библиотек по отношению к расходам 2013 года, на 11627,2 тыс. рублей, или на 29,2 процента в 2014 году, на  11764,0 тыс. рублей (в среднем), или на 29,5 процента, в 2015-2016 годах соответственно.
Исходя из вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города Брянска полагает, что значительное снижение расходов на реализацию данного мероприятия (на 29,2-29,5 процента) не способствует в достаточной мере созданию условий для развития библиотечного дела, комплектования фондов муниципальных библиотек, поддержки социально-значимых библиотечных проектов, и как следствие, информатизации общества для повышения возможности доступа населения к различным информационным ресурсам.
 
4. Муниципальная программа города Брянска «Развитие образования в городе Брянске» на 2014-2016 годы
В паспорте муниципальной программы указан только объем бюджетных ассигнований, необходимых для ее реализации. При этом достижение запланированных показателей (целевых индикаторов) по подпрограмме «Увеличение сети дошкольных образовательных учреждений города Брянска на 2014 – 2016 годы» полностью зависит от привлечения внебюджетных источников. Однако объем средств, запланированных для достижения ожидаемых показателей за счет внебюджетных источников, в паспорте муниципальной программы не предусмотрен, что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между объемами финансирования программы и значениями целевых индикаторов, указанных в паспорте.
Кроме того, в паспорте муниципальной программы по отдельным показателям указаны количественные значения на конец планируемого периода, что не позволяет оценить ход реализации мероприятий в динамике за 3 года.
Отмечена несогласованность данных по показателю  «обеспечение нормативных условий деятельности муниципальных дошкольных образовательных  учреждений города Брянска для получения в них детьми дошкольного образования в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов». Так, в паспорте программы установлены показатели: на 2015 год 107 учреждений, на 2016 год 110 учреждений, тогда как в разделе 6  муниципальные программы на 2015 год – 105, 2016 год -105 учреждений.
 
5. В ходе сравнительного анализа показателей муниципальных программ «Развитие градостроительства на территории муниципального образования – городской округ «город Брянск» (2014 – 2016 годы)  и «Физическая культура и спорт в городе Брянске» 2014-2016 годы со Стратегией  социально-экономического развития города Брянска на период до 2025 года отмечено отсутствие взаимосвязи между показателями (индикаторами), характеризующими степень достижения целей и задач, предусмотренных муниципальными программами, а также стратегических целей, зафиксированных в Стратегии (соответственно: в части градостроительной деятельности, деятельности в сфере привлечения инвестиций; показателей, характеризующих уровень занятости населения города физической культурой и спортом, а также уровень обеспеченности помещениями для занятия физкультурой и спортом и т.д.).  
 
Необходимо также обратить внимание на складывающуюся ситуацию в текущем году. Решениями Брянского городского Совета народных депутатов вносятся изменения в распределение бюджетных средств, в том числе по муниципальным программам. Общее увеличение финансового обеспечения муниципальных программ (по состоянию на 23.04.2014 года) предусмотрено на 770536,0 тыс. рублей, или на 17,5 процента от первоначально предусмотренного объема. Внесение изменений в объемы финансового обеспечения муниципальных программ требует соответствующих изменений в уже принятые муниципальные программы как в части уточнения объемов финансирования, так и в части корректировки показателей (индикаторов, ожидаемых результатов) характеризующих степень реализации муниципальных программ.
 
Проведенная Контрольно-счетной палатой города Брянска экспертиза муниципальных программ является лишь первым этапом в рамках осуществления постоянного контроля за формированием и реализацией муниципальных программ. Вторым этапом является осуществление контроля за фактическим исполнением муниципальным программ, который зачастую свидетельствует о том, что:  
при использовании в полном объеме предусмотренных средств на программные мероприятия цели и ожидаемые результаты не достигаются, что не отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств;
неоднократное внесение изменений в программы (в основном связанных с изменением объемов финансирования), свидетельствует о том, что позиция «обоснованность расчетной потребности в средствах на реализацию программ» в конечном варианте определяется не под показатель «потребности», а под «возможности» выделения средств из бюджета города Брянска. 
Подводя итоги проведенных Контрольно-счетной палатой города Брянска контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обращаю Ваше внимание на необходимость принятия  мер:
по повышению качества планирования при составлении и утверждении муниципальных программ;
по обеспечению финансирования муниципальных программ в полном объеме;
по привлечению инвесторов (внебюджетных источников) для реализации муниципальных программ;
по достижению ожидаемых результатов и показателей эффективности муниципальных программ, своевременному осуществлению процедур по внесению изменений в  муниципальные программы, в том числе в части уточнения и (или) разработки новых целевых индикаторов и показателей;
по разработке системы мер по повышению ответственности исполнителей (соисполнителей)  муниципальных программ за эффективное использование бюджетных средств, достижение результатов в соответствии с ожидаемым эффектом и выполнение целей, задач и мероприятий, утвержденных муниципальными программами.
по приведению муниципальные программы в соответствие со Стратегией социально-экономического развития города Брянска на период до 2025 года.
 

Версия для слабовидящих