Контрольно - счетная палата
города Брянска
История

История Контрольно-счетной палаты города Брянска началась 1 октября 1997 года, когда Брянским городским Советом народных депутатов было принято Постановление №63 от 12.09.1997 о создании Контрольно-счетной палаты, самостоятельного юридического лица с бюджетом в сумме 1510млн. руб.

В декабре этого же года Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 10.12.1997 года № 112 Контрольно-счетная палата введена в состав Брянского городского Совета народных депутатов.

С 1 июля 2002 года Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов Контрольно-счетная палата города Брянска выделена в самостоятельное юридическое лицо. С этого момента она является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля города Брянска и обладает организационной и функциональной независимостью.

Для выполнения возложенных задач, Контрольно-счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие единую систему контроля за исполнением городского бюджета. За этот период накоплен уникальный опыт проведения проверок, выявления нецелевого и неэффективного использования муниципальных финансов, осуществления экспертиз муниципальных нормативных правовых актов.

В настоящее время существуют два аудиторских направления - контроль доходов бюджета города Брянска, использования муниципального имущества, расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство и контроль расходов бюджета города Брянска на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и социальную сферу, также в структуру Палаты входит отдел финансового и хозяйственного обеспечения. Всего в коллективе Палаты трудится 16 человек.

Основная цель создания Контрольно-счетной палаты города Брянска – это всесторонний контроль за исполнением городского бюджета и распоряжением муниципальной собственностью. Первые проверки были, по сути, обследованиями финансовой деятельности отдельных структурных подразделений администрации и учреждений, которые, тем не менее, вскрыли пласты нарушений и недоработок. Сейчас в «арсенале» контролеров – принципы аудита эффективности, согласно которым в первую очередь, оценивается результативность работы органов власти и иных бюджетополучателей. Почти ни одна проверка не обходится без оценки и анализа организации закупок, заключения и исполнения контрактов – то есть, введения элементов аудита в сфере закупок. Ежегодно в рамках аудита в сфере закупок проводятся и отдельные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по разным, в том числе социально значимым направлениям расходования средств.

«Прорывным событием» в направлении повышения самостоятельности, эффективности деятельности Палаты стало принятие в 2011 году Федерального закона РФ №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», создавшего необходимую правовую базу для становления системы финансового контроля.

Необходимо отметить, что эффективная система финансового контроля сложилась в городе Брянске и благодаря постоянному конструктивному взаимодействию Палаты с Брянским городским Советом народных депутатов, администрацией города, правоохранительными органами. Проведение совместных проверок, обмен информационными материалами позволяет не только оперативно устранять, но и предотвращать появление нарушений. В результате при ежегодном увеличении объектов финансового контроля, а также объема бюджетных средств, находящихся в распоряжении городского округа, стоимостная оценка выявленных нарушений сокращается. Это говорит и об укреплении финансовой дисциплины распорядителей и получателей бюджетных средств.

Большим подспорьем в работе для сотрудников Палаты служат стандарты и методические рекомендации, как собственные, так и утвержденные Счетной палатой РФ и другими контрольно-счетными органами. Благодаря использованию современных технологий, обеспечен постоянный, в том числе и удаленный, доступ сотрудников Палаты к ресурсам системы «Консультант +» и информационной базе Палаты.

Основным источником информации о деятельности Контрольно-счетной палаты и ее результатах традиционно является интернет-сайт. На сайте публикуются не только правовые акты, отчеты о работе, но и информация о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, а также материалы о противодействии коррупции, важные как для контрольно-счетных органов, так и для жителей города.

Результаты проверок Контрольно-счетной палаты, касающиеся наиболее острых для города проблем, активно освещаются в электронных и печатных СМИ. Ежегодно в прессе публикуются отчет о работе Контрольно-счетной палаты города Брянска, заключение на отчет об исполнении бюджета города Брянска.

Контрольно-счетная палата города Брянска с 2002 года входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ. С 2011 года – по март 2017 года Председатель Контрольно-счетной палаты города Брянска являлся председателем представительства Союза МКСО в Центральном Федеральном округе. В рамках деятельности Союза МКСО решаются задачи по развитию единой системы внешнего муниципального финансового контроля и ее совершенствования в условиях реформирования бюджетного процесса, разрабатываются методические документы, происходит обмен практическим опытом. Более тесную связь Палата наладила с контрольно-счетной палатой Брянской области, с которой заключено соглашение о взаимодействии.

Значимым событием не только для контрольно-счетных органов, органов власти, но и общественной жизни города, стала проведенная в городе Брянске в мае 2012 года юбилейная Конференция Союза МКСО РФ, почетным гостем на которой стал Председатель Счетной Палаты РФ, Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов РФ С.В. Степашин. Город Брянск впервые принимал мероприятие столь высокого уровня, объединившее более 150 представителей муниципальных КСО из всех регионов России. Юбилейная Конференция ознаменовала собой 10-летний рубеж деятельности Союза МКСО РФ.

Мало выявить нарушения, нужно устранить и предотвратить их появление в дальнейшем, однако это не всегда находится в компетенции Контрольно-счетной палаты. Именно поэтому заключены соглашения о взаимодействии с Прокуратурой города Брянска, Управлением МВД России по г.БрянскуУправлением Федерального казначейства, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области. Такое взаимодействие приносит свои плоды: по материалам Палаты возбуждаются уголовные дела, выносятся постановления о привлечении к административной ответственности, предписания об устранении нарушений, направляются исковые заявления с целью возмещения ущерба, нанесенного городскому бюджету.

Мерой, значительно повышающей эффективность работы Палаты в области финансового контроля и способствующей усилению дисциплины в организациях финансово-бюджетной сферы, стало наделение с 2015 года должностных лиц Палаты правом составления протоколов об административных правонарушениях за ряд бюджетных правонарушений. Внесение изменений в существующий порядок административно-правовых процедур, позволил обеспечивать надлежащее осуществление полномочий в области финансового контроля должностными лицами Палаты, позволяющий отныне инспекторам при выявлении нарушений составлять протоколы и передавать административные дела нарушителей непосредственно в суд.

В практику работы Палаты активно внедряются новые методы и формы контроля. Каждое контрольное мероприятие проводится с применением принципа эффективности. Установилась устойчивая тенденция к повышению эффективности использования средств местного бюджета. Должностные лица Палаты нацелены не только на выявление нарушений, но и на практическую помощь и профилактику нарушений.

Основным итогом деятельности Контрольно-счетной палаты города Брянска можно назвать создание реально действующей системы внешнего муниципального финансового контроля во всех сферах городской жизни, базирующейся на конструктивном взаимодействии с исполнительным и представительным органами власти.

Впереди еще больше планов – в том числе дальнейшее развитие всех перечисленных форм сотрудничества, внедрение в практику работы нового метода контроля – стратегического аудита, а в целом – защита экономических интересов города.